Реклама – это отрасль, где, сколько бы тебе ни было лет, ты молод разумом
В агентстве Havas Media Алексей Матрос занимается медиапланированием и размещением рекламы. Его задача — сделать так, чтобы креативные идеи нашли своего зрителя. «Афише» он подробно рассказал о том, какие бонусы дает профильное рекламное образование и почему в творческой сфере особенно нужен порядок.
Из множества вариантов я остановился на рекламе, потому что эта сфера – наиболее прогрессивная. К тому же с самого начала обучения мне стало понятно, что люди, которые работают в сфере рекламы, — молодые, веселые и позитивные. Реклама – это отрасль, где, сколько бы тебе ни было лет, ты молод разумом, это очень чувствуется в работе. И даже преподаватели на кафедре говорили: идите работать, совмещайте это с обучением, потому что профессия развивается быстрее, чем ее успевают преподавать. Результат – мне двадцать три года, я работаю в крупном сетевом агентстве и все это время не прекращаю учиться. И то и другое приносит массу нового в жизнь.
Какие бонусы, по-вашему, дает профильное рекламное образование?Рекламная отрасль развивается с огромной скоростью, и профильное образование – это скорее база, которая помогает влиться в сферу. Ты узнаешь базовые принципы работы в рекламе, читаешь читаешь Котлера, Ласкера и Рубикама, изучаешь международные практики и софт. Два основных бонуса образования в том, что ты, во-первых, сразу понимаешь, насколько тебе интересно работать и развиваться в этой сфере, а во-вторых, когда приходишь на работу, то находишься «в теме». Но профильное образование не может дать всего – твое развитие завязано на постоянное самообразование.
Назовите три главных навыка для работы в рекламе.Первое – это, конечно, переговорный процесс. Ты должен уметь объяснить любой аспект своей работы собеседнику, будь то руководитель, клиент или твоя бабушка. Твоя задача – рассказать, привести примеры, объяснить важность и, если необходимо, убедить собеседника так, чтобы от любого диалога оставались позитивные эмоции. Второе – это навыки презентации, чтобы информация, которую ты показываешь, легко считывалась и была доступно изложена. Третий навык – это умение постоянно наращивать экспертизу и вообще быть любопытным. Когда ты постоянно ищешь ответ на свои вопросы, подвергаешь сомнению каждую цифру, изучаешь не только свою, но и смежные сферы, ты всегда сможешь правильно донести свою позицию и ответить на любой вопрос.
В первую очередь, стратегическим планированием и размещением на ТВ и радио: расчет и планирование эффективной постановки в медиа, тактические корректировки, аналитика рынка рекламодателей и их конкурентов и, естественно, отчетность по проделанной нами работе.
Любой день можно разделить на три основных блока: это подготовка отчетов (занятие, которое прокачивает усидчивость, аккуратность и тотальный контроль), общение с клиентом – постоянный процесс – и само медиапланирование, которое доставляет наибольшее удовольствие. Ты постоянно анализируешь, ищешь инсайты, отвечаешь на вопросы и предлагаешь свою экспертизу. Если остается время, всегда можно изучать индустриальные тренды и набираться знаний.
А почему из всего, что вы изучали в университете, выбор пал на аналитику?Во-первых, я люблю Excel. На мой взгляд, эта программа идеальна для структурирования сознания. Во-вторых, сфера аналитики и планирования связана с огромным количеством удивительных и интересных программ и софта. Человек, который в нем разбирается и умеет эффективно им пользоваться, в наше время точно перспективнее, чем человек, который не знает, как работать с программами, и не хочет их изучать. Благодаря работе с профессиональными системами ты сам можешь узнавать любую информацию о своем рынке: найти инсайты, сделать выводы, предложить что-то новое или более эффективное как для клиента, так и для коллег. Поэтому на работе я постоянно узнаю новое, это дает перспективу – вероятность того, что в будущем меня позовут работать над новым технологическим проектом, подобным нашей платформе по автоматизированной закупке рекламы Aizek, возрастает (надо верить).
То есть вам нравится возможность упорядочивать весь этот хаос через программы?Здесь дело не только в программах. В медийной рекламе важно развивать и улучшать любой рабочий процесс. Интересно то, что каждый свой поступок и решение нужно очень четко и понятно аргументировать. У тебя на руках может быть очень крутой креатив, разработанный креативным агентством, но если ты отнесешься к медиапланированию легкомысленно, никто его просто не увидит — и во всей работе копирайтеров и дизайнеров тогда не будет смысла. При этом большинство решений в медиапланировании часто нужно принимать, не сбавляя темпа, уже на полном ходу. Я катался на горных велобайках — там все примерно так же. Неверное действие или решение может стоить очень дорого.
Вы продолжаете заниматься самообразованием?Конечно. Кроме того, что я постоянно читаю профессиональную литературу, я изучаю новые программы и общаюсь со старшими коллегами, которые помогают разобраться в сложных вопросах. Плюс я читаю профильные СМИ – они помогают отслеживать тренды, – стараюсь посещать внутренние тренинги и лекции, которых, к счастью, достаточно в агентстве, и, конечно, постоянно повышаю квалификацию на внешних курсах.
А как нарастить опыт внутри агентства?В Havas Media с этим просто – ты развиваешься практически постоянно. Моя первая неделя в компании началась с того, что я подошел к нашему генеральному директору и спросил, что я мог бы почитать, – она дала мне книгу Огилви «О рекламе» в оригинале. Вообще, ты можешь подойти к любому коллеге или руководителю и получить ответ на любой вопрос, который тебя волнует. При этом медиапланирование – это отрасль, предоставляющая миллион путей для развития, от креатива до эконометрики.
Остается ли время на хобби?Помимо сна? (смеется) Я люблю заниматься спортом – сейчас активно увлекаюсь настольным теннисом.
Мой ближайший круг составляют бывшие одногруппники и друзья из смежных профессий – поэтому даже личное общение перетекает в профессиональное: обсуждаем мы, в основном, медиапланирование, брендинг, копирайтинг, пиар, креатив, финансы, инвестиции и т.д. При этом в разговоре все равно проявляются профессиональные черты: сарказм и частота употребления фразы: «сделайте все вчера, спасибо», пунктуальность, внимательность к деталям.
Business
Development
Director АДВ Диджитал,
рекламная группа АДВ
Programmatic director IPG Mediabrands (Initiative, UM),
рекламная группа АДВ